Традиционная этика и моральные ценности китайцев

Традиционная этика и моральные ценности китайцевДревние китайские мудрецы полагали, что семья является основным структурным элементом общества. Поскольку семья связана кровными узами, центральной является связь между отцом и сыном (известная особенность патриархального общества). Однако эти отношения простираются дальше, охватывая связь между мужем и женой, властителем и подданным, старшим и младшим, а также связи между друзьями. Все вместе они именуются Пятью Основными Связями и представляют собой основные типы общественных взаимоотношений.

Присущие китайцам Пять Основных Связей с ходом времени эволюционировали и видоизменялись, приобретая значимость в соответствии с новыми общественными и экономическими обстоятельствами. Тем не менее сущность их всегда следовала принципу гармонии и стандарту добродетели. Единство и гармония - вот категорический императив Пяти Основных Связей. Главное у них взаимное уважение и любовь.

В обществе каждый человек выступает в нескольких ролях. Отец это чей-то сын, а старший - это младший по отношению к более нежилому. Таким образом, человек должен следовать нескольким кодам социального поведения и, меняя свое поведение и манеру речи, выступать в той или иной диктуемой обстоятельствами роли.

Гармония между Пятью Основными Связями - это краеугольный камень гармоничного общества. Этические нормы, лежащие в основе этих связей, служат эталоном. Аморально отступать от установленных этических норм, и общество осуждает и карает отступников. Эти глубоко укоренившиеся этические принципы па протяжении тысячелетий играли огромную роль в поддержании твердых и высоких моральных норм. К примеру, тяжким проступком считается идти против волн родителей, неуважительно поступать по отношению к старшим, проявлять неблагодарность по отношению к другу. Универсальные ценности, не зависящие от общественной системы, лежат в основе традиционной китайской этики.

Многие выдающиеся личности были воспитаны в соответствии с твердыми этическими и моральными нормами. «Прежде всего заботься о государстве, в последнюю очередь - о себе», «Не следует упиваться властью и богатством и не следует сетовать на бедность и безвестность; тогда не одолеет тебя никакая сила» - учили мудрецы древности, и для многих национальных героев эти слова стали девизом.

Конфуций объявил добродетель высшим стандартом социальной этики и моральным эталоном нации, когда речь идет о благоденствии государства. Он надеялся, что добродетель станет моральным императивом китайского народа. Понятно, что эта идея была воспринята с энтузиазмом.

Мэн-цзы развил конфуцианский принцип и дополнил его представлением о справедливости как основной ценности и высшем этическом эталоне. Его постулат принят в качестве моральной директивы при управлении государством последние 2 тысячи лет.

Конфуцианский принцип добродетели вел к свержению деспотизма. Из провозглашенного Мэн-цзы принципа справедливости логически следовало, что «низложить деспота значит сослужить ему хорошую службу».

По Мэн-цзы, следование принципу справедливости есть высшая форма доблести и морали. Чтобы не нарушить этот принцип, можно даже пожертвовать жизнью. Таким образом, пожертвовать жизнью во имя справедливости - самый мужественный поступок, который может свершить индивидуум. Поступающий так человек слывет благородным, а когда таких людей в стране много, то это великая страна.

Для Мэн-цзы среди пяти фундаментальных моральных принципов - добродетель, справедливость, учтивость, ум и вера - справедливость была основной ценностью. Справедливость заключает в себе правильность и принципы морали. Хотя толкование этих принципов со временем может меняться, основные ценности остаются незыблемыми. Принцип «пожертвовать жизнью во имя справедливости» предполагает, что принцип важнее жизни. Такой взгляд глубоко укоренен в китайской культуре. Защита справедливости является для китайца моральным долгом, и это кардинально отличается от принципа «личное важнее общественного».

Однако китайские этические ценности нуждаются в дополнениях. Многие говорят, что к Пяти Основным Связям следует добавить шестую - связь между индивидуумом и обществом в целом, утверждая, что китайцы обладают высокими личными моральными качествами, но их общественное поведение оставляет желать лучшего.

В 1920 году английский философ Бертран Рассел посетил Китай. Характерные черты китайского образа жизни - миролюбие, постоянное совершенствование, прилежание, бережливость - послужили для него

антитезой образа жизни Запада. К го наблюдения лишь

отдельными сторонами образа жизни китайцев, которые, однако, вполне соответствовали историческим традициям.


10-07-2011, 08:38   |   Категория: Загадки истории   |   Просмотров: 5012
Похожие новости:
Добавление комментария