Поиск уязвимых мест у греков

По требованию Клеомена побежденные согласились даже выдать заложников - в качестве гарантии их благоразумного поведения - своим смертельным врагам, афинянам. После этого персидские военные на пути из Аттики не могли больше использовать их как свою базу. Клеомен, обычно проклинаемый соседями, на этот раз удостоился громких похвал за самоотверженный труд «ради общего дела Греции». Персидские лазутчики убедились, что спартанский царь - их самый опасный и сильный противник и что он будет самым большим препятствием Великому Царю в осуществлении его планов на Западе.

Но не все еще оказалось потеряно. Как персы неоднократно убеждались, у греков никогда не имелось такого единого фронта, который нельзя было бы разрушить. И только Клеомен, казалось бы, навсегда укрепил свое положение, как из Дельф просочились очередные слухи о взятках. В Спарте разразился скандал. Ярость была всеобщей. Клеомена, пойманного с поличным, с позором изгнали из города. Нет, конечно, он не из слабых людей, чтобы в ссылке покориться судьбе и сложить лапки.

Считая ниже своего достоинства просить сограждан о разрешении вернуться, он вместо этого задумал как следует напугать. Ему всегда удавалось «натравить кота на голубей», только на этот раз его талант сослужил ему плохую службу.

Отступившись от своей политики «разделяй и властвуй», которую он всегда так успешно проводил, Клеомен захотел привлечь на свою сторону северный Пелопоннес, причем сделал это с таким успехом, что его нервные соотечественники забеспокоились и стали просить, чтобы Клеомен как можно скорее вернулся. Только вряд ли для того, чтобы он попросил прощения. И Клеомен, возвратившись в Спарту, тем самым определил свою судьбу. Пошли слухи, что он безумен.

Сами спартанцы подозревали, что виноват алкоголь. Аргосцы увидели в его странностях верное доказательство гнева богов. Все, в сущности, согласились, что царь, которого всего лишь год тому назад чествовали как оплот единства Греции, теперь сумасшедший. Мало кто роптал, когда два его оставшихся в живых сводных брата, Леонид и Кле-омброт, в конце 491 года до н. э. освидетельствовали его и посадили в колодки.

Никто даже не удивился и тому, что на следующее утро узника нашли мертвым и тело его оказалось искромсанным ножом (куски мяса были отрезаны на ногах, бедрах и животе). Окровавленный нож валялся рядом в грязи. В заключении о смерти не содержалось даже намека на правдоподобие: это самоубийство. Все эту версию единодушно поддержали.

Так погиб чуть ли не самый заклятый враг Великого Царя в Греции. С ним ушел также и стиль правления - пусть неразборчивый в средствах, но решительный, инициативный, то есть такой, какого спартанцы, от природы осторожные, не переставай опасаться. Конечно, отвратительные обстоятельства кончины Клеомена сильно на них повлияли, и спартанцы стати сомневаться в возможности иметь сильного вождя.


30-09-2013, 06:33   |   Категория: Немного с истории   |   Просмотров: 2236
Похожие новости:
Добавление комментария