Разумный совет

Ксеркс, в своей решимости вырвать победу, вовсе не собирался поддерживать пораженческие настроения. То, что неудачная попытка стереть в порошок греческий флот при Артемисии была вызвана отсутствием силы воли у его слуг, стало для него очевидным. Желая поправить случившееся, он разослал капитанам своих кораблей бескомпромиссное предупреждение - «если вдруг избегнут греки гибели и тайный выход кораблям найдут своим, начальникам заслона не сносить голов».

С другой стороны, те, кто будет сражаться хорошо, получат высшие отличия - их подвиги оценит лично их повелитель (побудительный мотив, который, к прискорбию, не использовался во время боевых действий у Артемисия). Как раз когда греческие гребцы спешили занять свои места на триремах, Великий Царь, сопровождаемый пышной свитой военачальников, чиновников и челяди, проехал в своей колеснице мимо западного ответвления горы Эгалеос и сделал поворот у «скалистого чела, что смотрит на море рожденный Саламин».

Там, над храмом Геракла, он приказал остановить своих нисейских коней. Высокие каблуки Царя явно не предназначались для ходьбы по голой земле, поэтому он, сходя с колесницы, сначала встал на золотую скамеечку, а после - на поспешно расстеленный ковер. Его слуги хлопотали, устанавливая трон. Великий Царь весьма удачно выбрал место. У его ног, становясь с каждой минутой все отчетливее, простиралась ни с чем не сравнимая панорама: виден был Саламин, узкий пролив, а дальше, за морем, далекий Перешеек. Но что он заметил в то роковое утро, когда за его спиной вставало солнце, когда долгожданный час роковой битвы наконец наступил?

Ксеркс обнаружил совсем не то, на что надеялся, не зрелище разбитого в засаде греческого флота, не мачты, качающиеся на волнах, и не скрюченные тела, выброшенные на скалы Пситталии. Великого Царя не догадались оповестить, что к его прибытию ожидаемое бегство пелопоннесцев не состоялось. Вид греческого флота, вошедшего в расположенные внизу теснины, явился для Ксеркса мучительным разочарованием.

А его собственные эскадры - где они были, когда наступил рассвет? Вопрос исключительной важности, ибо, насколько стратегия союзных сил зависела от сражения в узком проливе, настолько и флотоводцы Великого Царя с самого начала были настроены на столкновение с противником в открытом море. В результате возникла тупиковая ситуация, длившаяся уже три недели.

Лишь убеждение, что их противник - всего лишь ни на что не годный сброд, подвигло командующих имперским флотом нарушить паузу и ввести свои эскадры в пролив. Самое роковое решение во всей военной истории, поскольку от него зависел не просто исход сражения и не просто исход войны, но дальнейшее развитие Европы и западной цивилизации в целом. Сражение произошло там, где персам ни в коем случае нельзя было драться, а именно - в узком проливе у Саламина.


2-11-2013, 04:13   |   Категория: Немного с истории   |   Просмотров: 2068
Похожие новости:
Добавление комментария